Шпалы деревянные железнодорожные — вес, длина, ширина по ГОСТ 78-2004. Описание технических требований к форме и габаритам

При возведении железной дороги основными составляющими являются рельсы и шпалы. Именно последние выступают опорой для рельсов.

Чаще всего в строительстве применяют именно деревянные изделия из сосны, пихты или березы. Они отличаются габаритами, весом и прочими техническими характеристиками.

Плюсы и минусы

Деревянные шпалы получили такой широкий спрос при возведении железной дороги благодаря следующим преимуществам:

  • Бюджетная цена;
  • Хорошая сцепка с крепежным элементом;
  • Обработанное специальными составами изделие противостоит резким скачкам температуры;
  • Высокая гибкость, благодаря которой шпалы справляются с динамическими нагрузками.

Несмотря на широкий спрос, деревянные шпалы имеют ряд минусов, среди которых:

  • Малый срок эксплуатации – не более 15 лет (у железобетонных этот срок составляет 30-50 лет);
  • Низкая стойкость к износу;
  • Трудности утилизации.

Классификация

Все параметры шпал должны отвечать требованиям межгосударственных стандартов и технических условий.

Деревянные изделия подразделяют на следующие классы:

  • 1-2 класс. Изделия не деформируются, если скорость движения транспортного средства не более 100 км/ч.
  • 3-4 класс. Разрешено интенсивное функционирование подъездных линий.
  • 5 класс. Возможно проведения маневрово-вывозных операций.

Также деревянные шпалы классифицируют по форме и делят на такие виды:

  1. Обрезные – пропиливают 4 стороны. Их укладка ведется в главные пути.
  2. Полуобрезные – пропиливают 3 стороны, а остальные 2 могут быть пропилены не полностью. Укладка ведется в путях на станциях и пунктах необщего пользования.
  3. Необрезные – пропиливают 2 противоположные стороны. Предназначены изделия для путей необщего пользования, где наблюдается низкий грузопоток.

Габариты и вес

Стандартная длина деревянных шпал достигает 275 см (+/- 2 см). Если монтаж изделий ведется на пути с высоким грузопотоком, то длина может быть увеличена до 280 см. Для путей, у которых разная ширина колеи, длина может достигать 3 м.

Если шпалы изготовляли из пород хвойной древесины, то их вес составляет 80-85 см.

Из чего изготовляют?

Для возведения отечественных железнодорожных путей в основном задействуют хвойные породы дерева. Практически 70% изделий получают из сосны, а остальные 30% приходится на остальные породы.

Причина такого широкого спроса сосны в том, что она менее подвержена образованию трещин. Поэтому применяют для этого именно прямоствольное дерево. А вот кедр или пихта более слабее в этом плане, они более подвержены механическому влиянию. Кроме этого, они хуже поддаются обработке пропитками.

  • Следующим популярным материалом для изготовления шпал является лиственница, но во время сильных морозов и в период сушки материал может дать трещины. Поэтому придется предпринять специальные меры, чтобы предотвратить появление данной проблемы.
  • А вот высокими показателями прочности обладает береза. Но шпалы из нее быстрее подвергаются гниению, чем сосновые. Поэтому на стадии производства изделий их нужно обработать антисептическими составами.

За границей для производства шпал задействуют пропитанные твердые породы. Срок их эксплуатации составляет 30-40 лет. Такие шпалы обладают высокой сопротивляемостью отжатию.

Варианты обработки

На стадии изготовления деревянных шпал в целях увеличения срока их эксплуатации изделия могут обрабатывать различными пропитками. Они могут быть масляными и водорастворимыми.

  • Масляные пропитки получают из продуктов каменного угля и древесины.
  • Задействуют в твердом виде, а также при смешивании с маслами и растворами.
  • Водорастворимые составе производят в виде раствора и в твердом состоянии.

В целях повышения срока эксплуатации большинство производителей применяет каменноугольное масло для пропитки. Его активно используют для обработки шпал на территории Европы, РФ и США.

Ремонтные работы

В случае возникновения дефектов деревянные шпалы можно отремонтировать даже без демонтажа опорных конструкций с пути.

Порядок действий следующий:

  1. Элементы, подлежащие ремонту, удаляют, заусенцы зачищают, а затем производят обработку каменноугольным маслом.
  2. На период перешивок монтируют втулки или пластины-закрепители.
  3. Отверстия и трещины от крепежных элементов защищают от паразитов и влаги.
  4. На торцах нижнюю часть армируют П-образными скобами.

Деревянные шпалы, обработанные антисептиками, снимают с колеи и подвергают замене. К дальнейшей эксплуатации они недопустимы, если их дефекты превышают допуски или их количество от 3 штук.

Для того, как осуществить замену поврежденных элементов, нужно ограничить скорость движения до минимальной.

Использование в частном строительстве

Деревянные шпалы используют не только при возведении железной дороги.

Также материал востребован в следующих целях:

  1. Пропитанная шпала подойдет в качестве бруса, так как имеет оптимальные габариты и подходящий вес.
  2. Изделия допустимо применять для возведения отдельных сооружений. В такой постройке зимой будет тепло, а летом прохладно. А причина в том, что материал обладает достаточной теплоемкостью. Кроме этого, шпала противостоит развитию грибка, появлению насекомых и гниению.
  3. Можно распилить шпалу на доски, которые в дальнейшем подойдут для отделки наружных или внутренних поверхностей постройки. Оптимальные габариты и вес позволяют выполнить распиловку.

Процесс производства

Изготовлять шпалы начинают с выбора подходящего материала. Далее процесс осуществляется следующим образом:

  1. Выбирают пиломатериал заданного размера.
  2. Выполняется разметка кряжа на деревянные изделия.
  3. Распил. Для этих целей задействуют круглопильные или ленточные станки
  4. Обработка антисептическими составами.
  5. Сушка изделий.
  6. Сортировка готовых шпал и их маркировка.
  7. Подготовка отверстия для крепежных элементов.

После выполнения всего процесса получаются деревянные шпалы требуемого для эксплуатации типа на определенных участках железной дороги.

Фото шпалы деревянные железнодорожные