Роспись по дереву для начинающих: пошаговая техника подготовки, обработки и нанесения красок разными способами на доску
Старинное ремесло – роспись по дереву – не теряет актуальности и в наши дни. С помощью него украшают предметы домашнего обихода, мебель, детские игрушки.
Приятно получать расписные подарки, а ещё лучше – создавать их своими руками. Сегодня есть много различных техник и каждая из них уникальна по-своему.
Мезенская роспись
В основе сюжетов мезенской росписи лежит декорирование узорами, изображение различных животных, а также лошадей. Техника отличается красно-чёрным декором, дробными узорами.
Повторение элементов узоров рождает ощущение постоянного движения. Работа ведётся по негрунтованному дереву.
Петриковская роспись
В основе её создания лежат растительные узоры, преимущественно, изображение цветочных. Встречаются и изображения некоторых ягод.
Рисунки из такой основы получаются просто восхитительными.
- Особенностью росписи является то, что она наносится без предварительной подготовки.
- Здесь важно иметь неплохой глазомер и ловкие руки.
- Контуры наносятся тоненькой кисточкой.
- Используются также растительные стебли.
- Ягоды можно нарисовать пальцем.
Гжель
Художественная роспись, предполагающая рисунки синего цвета, изображаемые на белом фоне. Композиции наносятся без первоначального эскиза.
- Особенностью этого вида техники являются объёмные яркие розы с круглыми лепестками «Агашки».
- Изображают также сюжеты из сказок. Начала делают фон, затем рисуют элементы.
- С помощью кисточки работают над мелкими деталями
. Для создания контраста делают штрихи краской белого цвета. На готовое изделие наносят глазурь и затем обжигают.
Городецкая роспись
Яркий рисунок оживляют различными белыми штрихами. На деревянной основе рисовали коней, петухов, а также различные сценки из купеческой жизни.
Каждое творение украшалось букетами и цветочными венками. Таким образом раньше украшали различные предметы домашней утвари.
Хохлома
На чёрном или жёлтом фоне изображаются причудливые цветочные композиции. Идея золочения рисунка заключается в нанесении серебра, масла и дальнейшем его запечатывании высокой температурой.
Таким образом получался золотой оттенок.
- В основном использовались красный, чёрный и золотой цвета, которые дополнялись зелёным и жёлтыми оттенками.
- Традиционными изображениями являются ветки, ягоды земляники и рябины, а также цветы.
Жостовская роспись
Раньше ею украшали только металлические подносы, затем – и дерево. На фоне чёрного цвета изображались цветочные композиции. Растения крупного размера рисовали посередине, те, которые мельче, по краям.
Для создания объёма делали тени. Благодаря добавлению сусального золота, перламутра и металлического порошка рисунок светился изнутри.
Заготовка из дерева
Правильная заготовка должна быть гладкой, без сучков. Если всё же не удалось найти полностью чистую, сучки удаляют и отверстия шпатлюют.
Дать материалу подсохнуть в течение нескольких дней при комнатной температуре.
- Поверхность обрабатывается наждачной бумагой.
- Далее, заготовка грунтуется и сушится несколько часов.
- Снова полируется наждачной бумагой, желательно с мелкими зёрнами.
Трафаретная методика
Трафарет поможет перенести изображение на подготовленную деревянную поверхность. Рисунок вырезают ножом. Для начала можно взять простое изображение, чтобы было несложно его переносить.
Можно использовать кальку. Изображение перенести на шероховатую сторону посредством обычного карандаша, приложить к поверхности деревянной заготовки, закрепить прозрачной клейкой лентой и обвести по контуру с обратной стороны.
Точечная методика
Неплохая альтернатива для тех, кто не умеет рисовать. Необходимо нанести на основу множество точек, затем соединить их между собой сплошной линией.
Рисунок по эскизам
Подобрать копирку так, чтобы она соответствовала цвету рисунка. Для этого распечатать рисунок, разместить его на копирке. Следить, чтобы сторона с краской была повёрнута к заготовке. Рисунок крепят клейкой лентой и обводят.
Краски
Работать с гуашью – одно удовольствие. Легко наносится, не течёт, не растрескивается. Ею покрывают основу, затем лаком. При этом каждый слой должен хорошенько просохнуть.
- Работать с акварелью решится не каждый, так как из-за излишнего количества влаги деревянная поверхность может расшириться.
- Однако если правильно использовать технику нанесения, вреда от влажности не будет. Рисунок переносится на заготовку.
- По участку, который планируется закрашивать, проводят кисточкой, предварительно смоченной в воде. Это поможет краске лучше пристать к дереву.
- После разукрашивания больших участков прорисовывают более мелкие детали.
- И тем не менее использование акварели придаёт живописи лёгкость и воздушность. Готовую работу нужно обязательно покрывать лаком.
Акриловые краски подходят как для опытных, так и для начинающих мастеров. Легко ложатся, не текут и к тому же имеют яркие, насыщенные оттенки.
При этом необходимость в лакировании отпадает, если поделка будет служить декорирующим элементом.
Работать с масляными красками решаются не все новички. Сложность заключается в том, что их надо уметь правильно разводить. Особенность этих красок заключается в их яркой палитре. Они стойкие, однако сохнуть сравнительно долго.
- Анилиновые краски представляют собой бюджетный вариант. Ими можно окрасить разные предметы из дерева, особенно часто их берут для росписи сувениров.
- Они придают изображениям сочность и яркость. Более того, работать с ними совсем несложно.
- Перед началом работы основа грунтуется два раза. Недостаток таких красок в том, что анилин выгорает на солнце.
- Поэтому предмет лучше покрыть лаком, который защитит от ультрафиолетовых лучей.
Темперные краски помогают создать истинный шедевр. Прекрасно держатся, не смываются и не трескаются, могут очень долго сохранять прекрасное первозданное состояние. Идеально подходит для создания дорогого подарка или особенного предмета, который планируют передавать по наследству.